В основу разработки АООП ОО обучающихся с умственной отсталостьюзаложены дифференцированный и деятельностный подходы.
Дифференцированный подход к построению АООП ОО для обучающихся с умственной отсталостьюпредполагает учет их особых образовательных потребностей, которые проявляются в неоднородности возможностей освоения содержания образования. Это обусловливает необходимость создания разных вариантов образовательной программы, в том числе и на основе индивидуального учебного плана. Варианты АООП создаются в соответствии с дифференцированно сформулированными требованиями в ФГОС ОО обучающихся с умственной отсталостьюк:
― структуре образовательной программы;
― условиям реализации образовательной программы;
― результатам образования.
Применение дифференцированного подхода к созданию образовательных программ обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя обучающимся с умственной отсталостьювозможность реализовать индивидуальный потенциал развития.
Деятельностный подход основывается на теоретических положениях отечественной психологической науки, раскрывающих основные закономерности и структуру образования с учетом специфики развития личности обучающегося с умственной отсталостью.
Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что развитие личности обучающихся с умственной отсталостьюшкольного возраста определяется характером организации доступной им деятельности (предметно-практической и учебной). Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании является обучение как процесс организации познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся, обеспечивающий овладение ими содержанием образования.
В контексте разработки АООП общего образования для обучающихся с умственной отсталостьюреализация деятельностного подхода обеспечивает:
- придание результатам образования социально и личностно значимого характе-ра;
- прочное усвоение обучающимися знаний и опыта разнообразной деятельности и поведения, возможность их самостоятельного продвижения в изучаемых образовательных областях;
- существенное повышение мотивации и интереса к учению, приобретению но-вого опыта деятельности и поведения;
- обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования базовых учебных действий, которые обеспечивают не только успешное усво-ение некоторых элементов системы научных знаний, умений и навыков (академических ре-зультатов), но и прежде всего жизненной компетенции, составляющей основу социальной успешности.