Психологическое сопровождение развития коммуникативных способностей педагогов школы

Актуальность темы обусловлена тем, что современные условия развития мирового сообщества, кардинально изменили цели, содержание и функции образования и воспитания и в частности профессиональную подготовку педагогов нового поколения. Успешное овладение педагогической профессией невозможно без сформированных коммуникативных способностей, так как педагогическая профессия предусматривает постоянное общение и взаимодействие педагога с другими субъектами обучения или воспитания. Большую роль в формировании коммуникативных способностей педагогов оказывает психологическая служба организации образования.

Основные положения, на которых должны базироваться коммуникативные способности педагога, представил в своей работе  О.А. Жиляева и которые выражаются в следующем [2, с. 105]:

  1. Знать: - стили и модели речевых жанров русского языка; - языковые нормы русского литературного языка; - основные законы риторики; - приемы и средства публичного выступления.
  2. Уметь: - логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь, давать определения, приводить примеры и доказательства; - проводить отбор и изучение языкового и речевого материала на основе его лингвистического анализа; - обнаруживать в речи, комментировать и исправлять примеры нарушения норм русского литературного языка.
  3. Владеть: - приемами работы со справочной литературой; - навыками литературной письменной и устной речи; - приемами публичного выступления, аргументации, ведения дискуссии и полемики.

В педагогической профессии слову принадлежит ведущая роль - оно является главным инструментом воздействия на личность воспитанника, «орудием» его обучения и развития.

Педагогическое общение представляет собой одну из основных форм взаимодействия педагога и воспитанника. Оно в большей степени регламентировано образовательно-воспитательным процессом, однако, поскольку общение чаще всего протекает непосредственно, лицом к лицу, оно приобретает для участников педагогического взаимодействия личностное значение.

Коммуникативные способности как свойство деятельности является составной частью профессиональной деятельности педагога, особенно, как отмечает, это относится к деятельности учителей школы [3, с. 45].

Таким образом, коммуникативные способности педагогов определяются уровнем его общей культуры. Педагог должен постоянно работать над собой, над своей речью, повышать уровень общей культуры для роста своего педагогического мастерства. В течение всего рабочего дня учителю следует быть внимательным как к своей речи, так и к речи учащихся, чтобы при любых нарушениях в развитии детей можно было обнаружить речевые проблемы.

Педагог должен учить детей слышать образность речи, замечать ошибки в своей и чужой речи, исправлять их. Высокий уровень коммуникативных способностей - важнейшая черта культурного человека.

Для развития коммуникативной культуры педагогов обычно выбираются следующие формы работы:

«Круглый стол» - это форма организации обмена мнениями, которая предоставляет участникам возможность высказать свою точку зрения на обсуждаемую проблему, а в дальнейшем сформулировать либо общее мнение, либо четко разграничить разные позиции сторон. Формы проведения «круглого стола»: доклады-обсуждения; интервью; «методические посиделки»; «методический диалог».

«Круглый стол» предполагает большую предварительную работу: выбор темы, подбор проблематики, подготовка специальной группой материалов сопровождения. Участники выступают с информационными сообщениями, обсуждение острых вопросов, подведение итогов, по результатам выпускается буклет, листовка, методичка. Данная форма работы способствует совершенствованию коммуникативного компонента профессиональной компетентности. В процессе работы «круглого стола» учителя совершенствуют умения: - вести вербальный и невербальный обмен информацией; - вырабатывать стратегию, технику и тактику взаимодействия с людьми, организовывать их совместную деятельность для достижения определенных социально-значимых целей; - идентифицировать себя с собеседником, понимать, как он сам воспринимается партнером по общению и эмпатийно относится к нему.

Тренинг - форма активного обучения. Такие формы проведения тренингов, как понятийный тренинг, терминологический тренинг, понятийный диктант - это обучение умению углубленно и корректно формулировать свои представления о сложных процессах воспитания школьников. Они способствуют совершенствованию интеллектуальной компетентности.

Возможно проведение тренинга в форме деловой игры. Например, деловая игра-тренинг «Год работы классного руководителя». Сначала изучают материалы, связанные с работой классного руководителя: анализ, отзывы детей и родителей, программы, планы, локальные акты, конкурсы и игры, поручения и стимулы, рекомендации по работе с родителями и с детьми группы риска, концепция воспитательной системы. Лучшие классные руководители, отвечают на вопросы педагогов. Участники разрабатывают и защищают свои концепции организации воспитательного процесса в классе, годовой плана работы.

Аналитический видеотренинг - подбор видеоматериалов, обсуждение с целью поиска достоинств, особенностей, интересных моментов; предложение идей и вариантов проведения мероприятия, излагая свою точку зрения. Использование видеоматериалов в ходе тренинга моделирует реальную ситуацию педагогической деятельности.

Данная работа имеет возможности для совершенствования коммуникативного компонента педагогической культуры, поскольку, педагоги получают опыт, который соотносят со своей педагогической деятельностью, появляется мотивация к использованию полученных знаний, что повышает педагогическое мастерство педагогов, у них формируется аналитическая компетентность. Это дает возможность педагогам отследить эффективность применения теоретических знаний в практике работы, развивает педагогическую рефлексию. Работа творческих групп по проблемному заданию предполагает определение проблемы, изучение необходимой литературы, опыта, разработку оптимальных вариантов полезного решения проблемы.

Деловые, ситуационные профессиональные игры - наилучший способ обучения и повышения квалификации. Проведение модельных, имитационных игровых занятий, требующих и активного участия слушателей и обязательно подготовленного тренера- преподавателя, который сможет внести научное или практическое интересное толкование изучаемых проблем, изучение и поиск решений конкретных проблемных ситуаций.

Таким образом, коммуникативные способности учителей школы определяются уровнем их общей культуры. Коммуникативные способности - это не только умение правильно, в соответствии с литературными нормами, говорить и писать, но и умение употреблять языковые средства согласно целям и условиям ситуации общения. Поэтому необходимо психологу школы планировать и проводить работу по психологическому сопровождению развития коммуникативных способностей педагогов.

 

Использованная литература

  1. Вотинова Е.Г. Основы педагогического мастерства (теоретические аспекты: учеб, пособие. - Санкт-Петербург : Питер, 2017. - 91 с
  2. Жиляева О.А. Содержание профессиональной культуры личности//Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2016. - № 63. - С. 105-109.
  3. Омарова А.И. Компетентностный подход к образованию // Молодой ученый. 2016. №4. С

Автор: ОРЫНБЕКОВА Д. Б., руководитель отдела "Поддержки несовершеннолетних, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" "Центра поддержки детей с особыми образовательными потребностями" Управления образования г. Шымкент 

Просмотры: 356 Дата: 11.03.2023 23:33
BACK TO TOP