Нейропедагогика — как подобрать ключик к успешному обучению каждого ребенка
В недавнее время я познакомилась с замечательной книгой, рассказывающей о такой науке как нейропедагогика. Исследования в этом направлении в нашей стране проводятся относительно недавно и официально подобную науку, насколько я поняла, у нас еще не признали. Хотя в зарубежных источниках термин Educational neuroscience уже основательно закрепился.
Нейропедагогика базируется на классических основах педагогики, психологии, неврологии, кибернетики и отражает личностно-ориентированный подход в образовании. Цель нейропедагогики — на практике оптимально и творчески решать педагогические задачи, используя знания об индивидуальных особенностях мозговой организации высших психических функций.
В прочитанной мною книге рассказывается о нейропедагогике именно в контексте наших российских условий, что несомненно помогает лучше во всем разобраться и понять на примерах как развивается и работает детский мозг, как различается образ мышления мальчиков и девочек, а также левшей и правшей, что происходит в работе мозга того или иного ребенка во время посещения детского сада и школы, какую методику обучения письму или математике лучше подобрать в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, а главное — это осознать, что нет глупых или умных детей, но есть разные подходы в обучении в зависимости от способов восприятия ребенком поступающей информации.
Сначала я просто хотела написать обычную рецензию, навыделяла в книге кучу полезных мыслей, но когда дошла до середины, то поняла, что это неудачная затея, ибо книгу буквально всю можно растаскивать на цитаты, а это получится уже далеко не отзыв. Потому я решила пойти по практическому пути: рассказать, на какие именно действия меня сподвигла эта книга. Провести собственное исследование, которое поможет моему сыну легче обучаться и больше интересоваться знаниями.
Сама книга называется «Девочки и мальчики — два разных мира». Несмотря на то, что в заголовке фигурирует разделение на два пола, книга намного глубже чем банальный обзор отличий. Просто, в первую очередь, рассматривается именно это деление, т.к. давно доказано, что мозг у девочек и мальчиков функционирует по-разному. А уже потом подробно изучаются и левши и правши, и различные варианты развития правополушарных и левополушарных детей, и другие особенности. Лично мне было невероятно полезно узнать, почему мой мальчик говорит позже сверстников, почему он мыслит так, а не иначе. Конечно, никто в мозг вашему ребенку не полезет, дабы узнать это точно. Но долголетние исследования, с помощью которых были установлены базовые принципы поведения ребенка в зависимости от преобладания левого или правого полушария, помогают довольно точно определить тип мышления.
Более того, есть и методики, которые помогают определить по какому принципу развивается мозг конкретного ребенка. Это можно сделать с помощью специальных упражнений, которые я попробовала использовать в нашем с Мишуткой опыте, и которые мне хочется рассмотреть подробнее далее.
Методы определения активного полушария
Руки
Самый простой метод определить наиболее активное полушарие мозга, это, конечно же, узнав какая рука у ребенка является ведущей. И вот несколько простых способов, чтобы узнать это:
- Раздавать карты (ведущая та рука, что раскладывает карты);
- Хлопать в ладоши (ведущая рука сверху);
- Отвинтить гайку, накрученную на болт;
- Погладить игрушечную зверюшку, держа в другой руке (ведущая, которая гладит);
- Вдеть нитку в иголку — для малышей палочку в кольцо (ведущая — вдевает);
- Отвинтить пробку на пузырьке/пластиковой бутылке;
- Проделать движение игры «Сорока-сорока» (рисовать пальцем одной руки круги на ладони другой).
Проводя эти тесты, необходимо придерживаться определенных правил.
Желательно как можно меньше показывать самому. Предметы располагаются таким образом, что их одинаково удобно взять и правой, и левой рукой. Малышей тестируют в игровой форме.
Подростки не должны догадываться об истинной цели эксперимента или, по крайней мере, не должны задумываться о ней. Например, следует говорить «покажи, как ты зажигаешь спичку», но не «какой рукой ты чиркаешь спичкой о коробок?», Последняя формулировка недопустима!
В каждом тесте одна рука играет более пассивную роль, а другая — активную. Например, при раздаче карт, неведущая рука держит карты, а ведущая — раздает их. При вдевании нитки одна держит неподвижно иголку (или нитку), а другая активно вдевает нитку в иголку (или надевает ушко иголки на неподвижную нитку).
Если треть и более действий выполняется при более активной роли левой руки, следует считать праворукость низкой. Если из 8 заданий все б или 7 выполнены правой рукой, степень праворукости высокая.Уши
Для определения ведущего уха» ребенка просят послушать, тикают ли часики. Маленькие часы должны лежать или висеть перед ребенком строго по центру. Для подростков тест необходимо маскировать под другое задание. (Например, без часов: «Проверим ваше воображение. Представьте, что на столе лежат крохотные часики. Не беря их в руки, наклонитесь и представьте, что слышите, как они тикают»).
Обращаю внимание на выделенное «строго по центру». У меня в разные дни получился разный результат, т.к. я клала телефон со звуком не по центру. Но когда я расположила его именно по центру, то начала вырисовываться одна закономерность.
Глаза
Ведущий глаз определяется с помощью простого теста. Ребенку дают лист бумаги с небольшим отверстием. Его просят держать лист на вытянутых руках и смотреть двумя глазами на переносицу взрослого, стоящего в нескольких метрах перед ним. При этом взрослому обычно виден либо правый, либо левый глаз ребенка. Наглядно понять поможет вот эта картинка.
В основном в мире, конечно, смешанные типы, а не строго лево- или правополушарные, но кое-какие выводы я для себя сделала. Определила, что Миша скорее левополушарный тип, но правое полушарие в настоящее время довольно активное, возможно, пока в силу возраста, ведь в детстве всегда правое полушарие активнее. Я поняла, что именно поэтому речевой центр, находящийся у всех людей в левом полушарии, так мало был задействован ранее. Только сейчас левое полушарие у него начинает доминировать.
Говорят, динамично развивая в детстве правое полушарие, наполняя его всяческими знаниями, можно достичь высоких результатов в будущем. Потому что после 3-5 лет все больше и больше развивается именно левое полушарие, а школьные программы вообще делают упор только на его развитие, из-за чего теряется немалая часть способностей ребенка. Я даже в какой-то момент пожалела, что не занималась с ребенком ранним развитием, может надо было пользоваться моментом. Но потом поняла, что все-таки я шла по верному пути — вместо методик раннего развития мой сын жил в разных странах, слышал разные иностранные языки, летал на самолетах, ездил на лодках и мотоциклах, видел вулканы и снежные горы, пещеры и каньоны, мне даже сложно описать весь этот опыт, у меня за всю жизнь столько его не было, сколько у Миши за первые три года жизни. К этому идет плюсом и огромное количество посещенных музеев, развивающих научных центров (планетарии, экспериментариумы и т.д. и т.п.), театров и филармоний, парков с животными и птицами, древних сооружений и космически-соверменных мегаполисов. Лучше ли это банальных показываний картинок перед глазами ребенка, которые предлагаются практически всеми методиками раннего развития? Мой ответ — да! Потому я не жалею, что не занималась этим, я чувствовала, что нужно делать иначе и делала это.
Но это лишь наш случай, я еще с беременности ощущала именно этот путь, поэтому все равно могу уверенно сказать, что несомненно лучше играть и развиваться по методикам, нежели вообще ничем не заниматься, т.е. если нет возможности для иного варианта, то все равно не нужно упускать время.
Но все-таки еще лучше делать это совершенно иным способом — проживать каждый момент. Ведь не зря в детстве активно правое полушарие — набираясь опыта самых простых базовых вещей, все это попадает в бессознательное, потому мы не задумываясь так много всего делаем. А представьте, если в этом бессознательном хранится масса яркого и живого опыта — это куда круче, ведь цепочки мышления потом будут строиться самым незаурядным образом.И все-таки о различиях полов
Все же рассмотрю и этот аспект книги. Несмотря на то, что глава о различии мальчиков и девочек занимает относительно небольшую часть издания, нельзя проигнорировать эти ценные данные.
Если кратко (а более подробно все расписано в книге), то природой так заложено, что организация работы мозга у мужчины намного слабее, нежели у женщины, несмотря на внешнее противоположное впечатление. Это совсем не говорит о том, что мужчины тупее, просто процессы в мозгу проходят совершенно иначе. Одни и те же внешне действия мозгом мужчины и женщины будут обрабатываться совершенно по-разному.
Источник: https://altermama.ru/alteredu/neyropedagogika.html