Консультация для родителей "Помогите воспитывать!"
Модель–образ «Упряжка Лошадей» - семья
Бег двух лошадей в упряжке — красивое зрелище. Обе бегут рядом, ни одна не пытается вырваться вперед. Каждая знает свои обязанности и чувствует поддержку другой. Если же одна из лошадей захочет оказаться впереди или вырваться из упряжки, то получится хаотичное движение, при котором страдает и повозка. При этом есть риск потерять часть груза. Бывают повозки и с одной лошадью, но они выглядят более усталыми.
Слово «супружество» переводится как двое в одной упряжке. Движение упряжки будет ровным и красивым, если обе лошади двигаются в согласии. В семье все обязанности должны быть общими, груз не следует перекладывать на одного. Когда один пытается завладеть большей властью и правами, возникает хаотичное движение, кидания в разные стороны, от чего страдает вся семья, и в первую очередь – дети.
Главный закон семьи: все заботятся о каждом члене семьи, а каждый член семьи в меру своих возможностей заботится обо всей семье. Ваш ребенок должен твердо усвоить этот закон.
Семья - это тыл за спиной ребенка. А что такое крепкий тыл, наверное, можно не объяснять. Прежде всего, в семье ищет ребенок опоры, поддержки, понимания и, конечно, любви. Хотите, чтобы ребенок хорошо учился, да еще при этом был бодр, весел и здоров, помогите ему. Основой, стержнем семьи является супружеская любовь, взаимная забота и уважение. Ребенок должен быть членом семьи, но не ее центром. Когда ребенок становится центром семьи, и родители, принося себя ему в жертву, то он вырастает эгоистом, с завышенной самооценкой он считает что «все должно быть для него». За такую безрассудную любовь к себе он зачастую отплачивает злом - пренебрежением к родителям, к семье, к людям. Но не менее вредно, конечно, равнодушное, тем более пренебрежительное отношение к ребенку. Избегайте крайностей в любви к ребенку.
Приемы, которые могут очень быстро дать хорошие результаты:
- Выделяйте маленьким детям каждый день время для «сердитых» занятий. В это время ребенок может говорить обо всем, что в этот день его рассердило, не встречая возражений или комментариев со стороны родителей. Лучше всего такое занятие проводить перед сном: оно не оставляет у ребенка, как можно было бы думать, плохого настроения.
- Регулярно, каждый день или почти каждый день выделяйте время, которое вы будете проводить с ребенком. Это время должно быть довольно коротким (20-30 минут) и для сигнала об его окончании можно поставить таймер. Решение о том, чем занять это время, пусть принимает ребенок. Матери часто говорят: «Я провожу с ним много времени». Большую часть этого времени родители, однако, не уделяют ребенку безраздельного внимания, не отвлекаясь на что-нибудь. Ребенок не может в это время делать то, что он хочет. Ритуалы перед сном не в счет.
Воспитатели и родители часто не могут дать ответ на вопрос: почему дети становятся неуправляемыми; почему ребенок, которому ни в чем нет отказа, взращивает в своей душе жадность и злость; почему родители, желающие своему чаду только добра, наставляющие его и поучающие "правильной жизни", позднее наблюдают "ужасную картину в мрачных тонах"...? Почему?!
Ребенку недостаточно лишь дорогих игрушек, красивой одежды и деликатесов. Иногда даже дети из состоятельных семей проявляют большие недостатки воспитания, нежели дети из семей менее обеспеченных, но слаженных. И, значит, дело вовсе не в материальном положении. Просто не хватает ребятам чего-то большего, что не покупается ни за какие деньги.
Если ребенок непослушен, балуется или шкодит сознательно, то, возможно, так он пытается привлечь ваше внимание. Объясните спокойным тоном, что так делать нельзя и тут же объясните почему, а в следующий раз нужно обратиться к взрослым просто с просьбой (почитать книжку, поиграть, помочь).
Если же ребенок начал не к месту паясничать, неосознанно совершив мелкий проступок, то попробуйте на такой случай завести некий обычай. Объясните, что при словах: "Выйди, ребенок плохой, а вернись хороший!", малыш должен прекратить и "исправиться". А если ему непонятно, почему его поведение не вызвало у вас поощрения, то он вправе об этом узнать.
Родители, считающие воспитанием выдачу инструкций: "Это можно, а это нельзя", неправы. Ведь никто не объясняет причин отказа и запрета. Просто ставятся условия и требования выполнения. Человек с жизненным опытом знает, что и почему может быть хорошо или плохо. В каждом природой заложено отторжение давления извне. Вы пытаетесь что-то внушить, навязать, а ребенок, не зная причин запрета, отторгает, сопротивляется. Это нормально. Дайте ему сделать свой выбор под вашим присмотром и обсудите вместе результат. А репликами и криками "можно - нельзя" мы заставляем, добиваясь своего и не задумываемся о последствиях: либо ребенок станет тупым исполнителем воли родителей, не очень понимая, что и зачем он делает, либо, сопротивляясь, проявит агрессию, наращиваемую с каждым годом.
Позвольте дать несколько советов для устранения недостатков воспитания любимого чада:
- Проводя душеспасительую беседу с ребёнком не надевайте маску всезнания и абсолютной уверенности в своих словах, разговаривайте с ним на равных, давая и ему возможность высказаться.
- Принимайте ребёнка таким, какой он есть. Дети не выбирают родителей, они принадлежат им уже самим фактом своего появления на свет. Природа сама определяет, каким будет ваш ребёнок, перемешивая в его генном наборе качество нескольких поколений, а не только своих родителей. Говоря: «Я не понимаю, откуда в нём это?» - подумайте о многих десятках и сотнях предков, продолжением которых является ваш ребёнок.
- Личный пример родителей – самый главный фактор в воспитании детей. Не думайте, что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете. Вы воспитываете его каждое мгновение своей жизни, даже не находясь рядом. То, как вы одеваетесь, как общаетесь с другими людьми, как ведёте себя дома, в гостях, какие у вас привычки, какие книги вы читаете, какую музыку слушаете, - всё это имеет значение для внимательных глаз ребёнка.
- Не запугивайте и не внушайте плохого - не вселяйте в детскую душу страх. Если родители для послушания ребёнка пугают его, это приводит к более глубоким психическим нарушениям, чем просто непослушание. Таким образом возникают навязчивые страхи, появляется неуверенность, растёт тревожность и формируется комплекс неполноценности.
- Не применяйте физических наказаний. Никогда не бейте ребёнка. Наказание не должно вредить здоровью – ни физическому, ни психическому. Сосредотачивайтесь не на наказании за то, что уже сделано, а на поиске решения будущих проблем. Ребёнок не должен бояться наказания, но он должен знать, что в определённых случаях наказание неотвратимо (запрет просмотра любимого мультфильма, на компьютер и т.п.)
- Избегайте излишней твёрдости и излишней доброты. Ребёнка нельзя подавлять или осуждать только потому, что он мал, его нужно терпеливо воспитывать. Слепая доброта приводит к вседозволенности и распущенности, а излишняя твёрдость – к установлению диктаторской власти, бунтарству и непослушанию. Необходим баланс твёрдости и доброты.
- Используйте единые методы воспитательного воздействия на ребёнка. Все решения должны приниматься сообща, чтобы избежать эмоциональных расстройств у ребёнка.
- Держите слово, данное детям. Цените силу общения. Не думайте, что дети забывают обещанное им слово. Они помнят всё. И если видят обман со стороны взрослого, то и сами в будущем учатся обманывать и не ценить данное ими слово. Как можно чаще разговаривайте с ребёнком, вызывайте его на разговор, как прошёл день, что произошло нового, что вы планируете делать на выходных и т.д. Только раскрываясь перед ребёнком, вы сможете рассчитывать на взаимное доверие.
- И главное, приучайте ребёнка к самостоятельности. Никогда не делайте за него то, что он может сделать сам. Ваша задача – научить ребёнка самостоятельно действовать в этом мире, а не только показать как это делают взрослые. Уважайте любые проявления самостоятельности. Возложите на ребёнка определённые обязанности по дому. Это формирует характер и дисциплину.
ВЫВОД:
В общем, исправление и привитие норм поведения - вещь хлопотная, требующая родительского внимания и чувства такта. Куда проще прикрикнуть, не задумываясь и не напрягаясь... Но ведь для вас и ваших детей куда важнее РЕЗУЛЬТАТ! И все зависит от вас! Выбирайте, каким человеком станет ваш ребенок. Ведь пока наши дети маленькие, мы можем ещё что-то из них лепить и нам важно не упустить это время.
Будьте нашими помощниками в воспитании ваших детей!!!
Автор: ГОРДЕЕВА Л. В., педагог-психолог ясли-сада №66 "Болашак" (г. Шымкент)