Формируем здоровый образ жизни детям с дошкольного возраста
Термин «ЗОЖ», иначе, здоровый образ жизни, чаще используется по отношению ко взрослым, чем к детям. Взрослые учатся правильно питаться, соблюдать режим дня, заниматься спортом. Но переучиваться очень сложно, уже сформированные привычки, кушать ночью все подряд, спать глубокой ночью, «закуривать, заедать, запивать» стрессы. Поэтому очень важно заниматься формированием привычек ЗОЖ у детей уже дошкольного возраста. И тогда у наших детей, когда они вырастут, не будет проблемы, как перестать объедаться на ночь или как выспаться за 4 часа.
Одного понимания важности здорового образа жизни недостаточно, самый действенный способ сохранить здоровье ребёнка и его активность, – самим соблюдать здоровый образ жизни, и вдохновлять своим примером детей. Нет смысла орать на ребёнка или отчитывать его, заставляя что-то делать насильно (читать, заниматься спортом, убираться и т.п.), если вы сами всего этого не делаете, то не стоит ожидать, что это будет делать ребёнок.
Почему важно придерживаться навыков ЗОЖ
Скорее всего, вы уже знаете, почему важно вести здоровый образ жизни и как это влияет на здоровье ребёнка, поэтому коротко обозначим основные преимущества:
- отказ от вредных привычек уменьшает риск возникновения многих заболеваний, в том числе сердечно-сосудистых;
- здоровые привычкиулучшают работу мозга;
- навыки ЗОЖ делают человека более устойчивым к стрессам;
- в результате люди, которые придерживаются ЗОЖ, живут дольше и счастливее.
Основные принципы здорового образа жизни у детей
Давайте разберём, что можно сделать для своих детей уже сейчас.
Режим дня
Формирование навыков здорового образа жизни у детей начинается с правильного и продуманного режима дня. Детский распорядок дня должен представлять собой продуманный и гибкий план, адаптированный под потребности и возможности вашего школьника. При этом в нём обязательно нужно найти время и для игр, и для сна, и для общения с семьёй и друзьями, а периоды выполнения уроков лучше разбавлять периодами отдыха — так обучение эффективнее. Следите, чтобы ребёнок не был перегружен.
Физическое развитие
Отсутствие физической активности повышает риск возниконовения множества болезней. При этом не обязательно отдавать ребёнка в профессиональный спорт. Физическая активность может быть любой. Дополнением к физической активности может стать закаливание. Для многих этот процесс ассоциируется с моржами, которые обливаются водой на морозе, но обычного ребёнка достаточно просто не укутывать, одевать по погоде и не прятать от малейшего сквозняка.
Полноценное питание
Сбалансированное питание необходимо. Организм должен получать достаточно полезных веществ для роста, но при этом нельзя допускать переизбытка калорий и употребления большого количества нездоровой пищи — такой тип питания может привести к ожирению. Хорошим выбором может стать интуитивное питание, когда ребёнок ест то, что ему хочется, но выбор делает из здоровых продуктов. В этом случае у родителей и детей будут свои задачи в организации правильного питания. У родителей — спланировать меню, купить еду и приготовить её. У детей — выбрать, что он хочет есть из приготовленного, сколько и когда. Такой осознанный подход к питанию должен быть привычкой, образом жизни, а не временным решением проблемы. Так, например, иногда родители, заметившие, что школьник набрал вес, начинают стыдить его и ограничивать в питании. Но эта тактика не даёт долговременного результата, а приводит к срывам и последующему набору веса.
Личная гигиена
Воспитание гигиенических навыков у детей также важно для общего состояния здоровья. Сюда можно отнести:
- регулярный душ и мытьё головы;
- чистку зубов 2 раза в день;
- мытьё рук после прогулки и туалета, перед едой и по мере загрязнения;
- контроль за чистотой своей одежды и обуви.
Важно не просто заставлять ребёнка делать что-то, но и объяснять причины. На руках могут быть микробы, одежда будет неприятно пахнуть, а в зубах «заведётся» кариес. Игровая форма станет удачным вариантом формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего школьного возраста, например, можно закрашивать дни на календаре, когда ребёнок почистил зубы или сам постирал свою одежду.
Спокойная атмосфера в семье и школе
Постоянные ссоры и крики родителей, уроки в ночи с истерикой, травля со стороны одноклассников или учителей неизбежно приведут к стрессу, который пагубно влияет на состояние здоровья и повышает риск развития депрессии
- общаться спокойно и без криков;
- говорить о том, что его беспокоит;
- понимать и выражать свои эмоции безопасным для него самого и окружающих способом;
- принимать решения и брать ответственность за свои поступки.
Если в вашей семье будет принято общаться именно так, то и для ребёнка это станет привычной моделью общения.
Как развить навыки здорового образа жизни у детей
Чаще всего родители решаются на серьёзные перемены, когда нездоровые привычки у школьника уже сформированы. Поэтому, если вам нужно не только развить навыки здорового образа жизни у ваших детей, но и отучить их от вредных привычек, нужно сначала выделить эти нежелательные привычки, придумать им достойную замену и обеспечить доступность этой замены школьнику. Нет смысла просто запрещать ему сидеть перед телевизором, нужно помочь выбрать спортивную секцию, запланировать время для этого и водить туда ребёнка, если это необходимо.
Предлагаем вам несколько методов, которые помогут сформировать навыки здорового образа жизни как с нуля, так и при переобучении:
- Личный пример. Сложно внушить детям мысль о вреде чипсов, если родители сами постоянно их едят. Чтобы приобщить детей к ЗОЖ, подумайте, какие ваши дурные привычки может скопировать ребёнок, и попробуйте их изменить.
2. Помощь и активное участие. Скорее всего, школьник, особенно в младшей или средней школе, не справится сам с освоением здорового стиля жизни, ему обязательно потребуется помощь. Напоминайте, следите за соблюдением новых правил и активно применяйте их сами.
- Доступность. Следите, чтобы у школьника была возможность следовать ЗОЖ. Например, если вы решили добавить в рацион больше овощей — овощи должны быть дома. Если хотите, чтобы ребёнок был более активным — отпускайте его гулять и организуйте посещение секций, и так далее.
Конечно, важно учитывать особенности своего ребёнка и искать индивидуальный подход, но эти способы — основа для изменения поведения.
Поведенческие методы и ежедневные занятия обеспечивают более быстрый результат (по сравнению с краткими еженедельными встречами с психологом), поэтому уже через 2-6 недель ребёнок освоит привычки здоровых людей, а со временем ещё больше укрепит их и сможет превратить в образ жизни.
Умение жить здорово и с удовольствием, любить спорт и свою жизнь — это самое полезное, что мы можем дать нашим детям.
Источник: http://mcykt.ru/formiruem-zdorovyj-obraz-zhizni-detyam-s-doshkolnogo-vozrasta/