Как же обеспечить профилактику страхов, а если они все-таки уже возникли, помочь ребенку справиться с ними?

Вот несколько соображений на этот счет.

Детей никогда и ничем не следует пугать ради послушания: ни дядей, ни волком, ни лесом, ни врачами, ни природными катастрофами, ни чем-либо еще. Послушания добиться, возможно, удастся, но возникнут и некоторые последствия – тревожная мнительность, чрезмерная осторожность, пассивность и подавление творческого начала.

Никогда не следует стыдить или высмеивать ребенка за его страхи. Стыд и страх взаимосвязаны. Стыд заставляет ребенка скрывать страх и тем усиливает его многократно. Ведь теперь ребенок чувствует себя один на один со своим страхом, он не может (стыдится) обратиться к вам за помощью, а значит должен переживать в одиночестве. А в итоге – опять-таки самые многообразные невротические нарушения.

Ребенка никогда не нужно оставлять одного в незнакомой ему обстановке, в ситуации, когда возможно появление неожиданного, пугающего. Если возникает необходимость помещения в новую, незнакомую обстановку (например, в больницу), ребенок должен иметь возможность исследовать неизвестное рядом с близким взрослым (хотя бы первые несколько часов). Еще раз хотелось бы обратить внимание – ребенок, вынужденный познавать новое самостоятельно (без родителя или другого близкого взрослого), увы, не избежит возникновения множества страхов. Родителям не стоит забывать об этом.

Конечно, если ребенок слишком впечатлителен, отвечая на его вопросы и, вообще, предоставляя любую информацию, нужно соблюдать осторожность. Например, рассказывая о правилах дорожного движения, лучше избежать красочного расписывания последствий всевозможных аварий. А, покупая видеодиски с мультфильмами или фильмами (да и просто, включая телевизор), есть смысл применять «родительскую цензуру», чтобы нередкие сегодня видеокровопролития и прочие ужасы не стали причиной ночных кошмаров и энуреза у ребенка.

Перед ситуациями, которые могут спровоцировать страхи и стресс у ребенка можно выполнить дыхательное упражнение (его может провести учитель или кто-либо из родителей; далее приводится на примере подготовки к контрольной работе).

 

Упражнение. Как избавиться от страха перед контрольной работой (Возраст: 8 –10 лет)

  1. Глубоко вдохни и выдохни.
  2. Скажи себе: «Я постараюсь сделать это как можно лучше».
  3. Если ты чувствуешь, что волнуешься во время контрольной, или начинаешь запугивать себя, ещё раз хорошо вдохни и выдохни напряжение.

Учитель или школьный психолог могут для профилактики детских страхов воспользоваться «методом

  1. Отреагирования» страха, тревоги, напряжения. Осуществляется с помощью игры-драматизации «в очень страшную, страшилищную школу», где сначала с помощью кукол-петрушек, в форме театральных этюдов дети изображают пугающие их ситуации школьной жизни, причём все «пугающие» моменты должны быть доведены до крайней степени («так чтобы зрителям было очень страшно»). Кроме того, можно применять приёмы «рисование страхов», «рассказы о страхах», причём акцентироваться должна школьная тематика. В ходе этой работы поощряются попытки юмористического, карикатурного изображения ситуации.
  2. Ну и, конечно, наиболее эффективное средство профилактики и «лечения» детских страхов – атмосфера любви, понимания, принятия, поддержки, доброжелательности в семье. Наверное, нет смысла повторять, что хотя, увы, не всем, по разным причинам, удается создать такую атмосферу и поддерживать, все же приложить все силы для того, чтобы она сложилась – долг каждого родителя.

 

Учимся строить диалог с ребёнком

Феоктистова Т. Г.

Очень важный фактор, осложняющий отношения между детьми и родителями, — неумение родителей спокойно и уважительно по отношению к ребенку излагать свои мысли. Нередко взрослые не могут спокойно и четко объяснить ребенку, чего они от него хотят, т.е. озвучить ему свои ожидания. При этом они бесконечно его ругают, привлекают посторонних людей, чтобы те внушили сыну или дочери, каким ему (или ей) надо быть.

Умение правильно обсудить возникшую проблему с ребенком — это еще один важный момент педагогического искусства родителя. “Это возможно, если с раннего детства устанавливать диалог, а не монолог, — пишет митрополит Антоний Сурожский. — А если ребенок доложен быть только ушами, а родители только голосом, то ничего не получается. Но если с самого раннего детства родители проявляли интерес: ты мне интересен! Каждая твоя мысль мне интересна, весь твой опыт и все движения ума и души интересны, объясни, я не понимаю… Беда с родителями в том, что они почти всегда себя ставят в такое положение: я-де понимаю, а ты не понимаешь… А если родители говорили бы (что просто правда): “Я не понимаю, ты мне объясни, очень многое могло бы быть объяснено. Потому что дети с готовностью объясняют, что они думают, если не ожидают, что их тут же осадят и докажут, что они неправы”.

Но как создать хорошую основу для диалога?

Прежде всего стать спокойным и уверенным. Сегодня многие родители выглядят подавленными, потерявшими надежду, бессильными. Их поведение зачастую колеблется между властным принуждением, с помощью которого они пытаются “принять меры”, и бездеятельной вседозволенностью “демократов”, боящихся ограничить “свободу ребенка”. Чтобы достичь спокойствия и уверенности, нужно следующее:

  • вспомнить, что вы отвечаете за воспитание, ваш долг — передать свои жизненные принципы и ценности детям;
  • постараться обрести веру в себя. Поймите, что любые крайности родительского воспитания (нервный крик, пассивность) происходят от неуверенности в себе, в своих родительских полномочиях;
  • не требуйте от себя невозможного, помните, что ваш сын (дочь -самостоятельная личность, на которую невозможно повлиять, если утеряна доверительность отношений.

 

Быть последовательным в отношениях с детьми. Многие думают, что добьются доверия и любви детей только если будут вести себя с ними “по-дружески”. Стать Для ребенка другом в какой-то степени, несомненно, хорошо, но следует понимать, что ваша “приятельская” позиция может позволять ему время от времени выходить за рамки “можно” и “нельзя” в ваших отношениях. Приятельские отношения становятся опасными в случаях, когда:

  • родитель забывает о своей роли воспитателя, которая держится на авторитете;
  • поведение родителя по отношению к ребенку становится двусмысленным, нерешительным, непоследовательным, а иногда и детским (мстительность, безответственность, поведение по принципу “назло”).

Твердость и последовательность — очень важные родительские качества, приносящие спокойствие, ясность мысли. Быть с детьми твердыми вовсе не означает быть грубыми. Просто человек с детства должен привыкать к тому, что в этом мире есть определенные границы и правила, с которыми нужно считаться.

Обучить ребенка ответственности и самостоятельности. Этого можно достичь следующим образом:

  • предлагать понятные и четкие правила: “Делай так, а так не делай”, постепенно перекладывая ответственность за исполнение этих правил на самого ребенка;
  • допускать возможность несогласия со стороны ребенка, если при этом он выражает его уважительно по отношению к родителю;
  • не выполнять за него дела, за которые он лично ответственен;
  • позволять ребенку действовать самостоятельно, экспериментировать, но при этом он должен отвечать за последствия своих решений и исправлять ошибки;
  • помочь ему раскрыть свои сильные стороны.

 

Говоря об ошибках и слабых сторонах ребенка, не делать далеко идущих выводов, не оскорблять его личность. Человек и его поступок — не одно и то же! Скажите сыну (дочери) о своем недовольстве конкретным поступком, но не обобщайте поступок до личностного уровня, не переходите на оскорбление личности ребенка. Например, не называйте его тупицей за двойку, за запах пива — не пророчьте “алкоголизм”. Девочку, которую впервые вечером заметили в компании мальчиков, не называйте тем словом, которым некоторые любящие мамы ругают в подобных случаях своих дочек.

Не используйте в общении с ребенком иронию и сарказм.

Не унижайте ребенка перед другими людьми, не рассказывайте другим о его ошибках.

Никогда-никогда-никогда не переходите на уровень личных оскорблений!

А теперь — действуйте! Найдите наиболее благоприятное для вас и вашего сына (или дочери) время и обсудите с ним то, что волнует вас. Расскажите о своих чувствах по поводу расстроившей вас ситуации, ни в коем случае не утверждая, что именно таково положение вещей на самом деле. Когда ваш собеседник говорит — внимательно слушайте, не перебивайте, постарайтесь его понять. Главная задача подобного диалога — найти компромиссное решение, научить ребенка переходить на взаимоприемлемую позицию.

Источник: https://www.lazurny-nn.ru/index.php/psychological-service/2009-12-25-16-28-37/2009-12-25-16-29-19

Просмотры: 645Дата: 26.05.2021 23:13
BACK TO TOP