Польза творчества для детей

Творчество - это естественная часть жизни человека. Творчество приносит радость и развивает нас. Именно поэтому развитие творчества важно для детей. Чем же именно оно может быть полезно?

  • Ребенок легче адаптируется. В жизни ребенка всегда стоит много сложных задач: влиться в коллектив, найти друзей, учится мириться и договариваться, адекватно и понятно выражать свои эмоции, познавать мир, освоить учебную программу… Для этих задач нет готовых универсальных ответов для всех. И в этом случае как раз творческий подход, творческая деятельность помогает найти выход из трудных ситуаций.
  • Ребенок становится самостоятельнее. Благодаря тому, что с помощью творчества можно найти новые решения, которых раньше не было, ребенок учится мыслить самостоятельно.
  • Творчество может помочь в учебной деятельности. Творчество помогает найти ответы не только в трудных жизненных ситуациях, но и в учебных, находя все новые и новые обходные пути решения. Например, описывался случай, когда пятилетний мальчик, еще плохо знающий алфавит использовал телефонную книгу в качестве замены алфавита под рукой. Конечно, это не единственное возможное решение, но это не отнимает его творческий подход.
  • Творчество повышает самооценку. Сам акт творчества (сооружать что-то/рисовать/придумывать игры/и т.д.) уже доставляет радость детям; да и признаемся честно - взрослым тоже :). А если результаты творчества еще получают положительную оценку со стороны взрослых, то ребенок почувствует себя увереннее.

Итак, мы уже убедились, что творчество это очень важный аспект в жизни любого ребенка. Но встает закономерно следующий вопрос- как его организовать максимально полезно? Есть несколько советов:

  1. Рекомендуется использовать игрушки которые предполагают простор для воображения (пластилин, тесто для лепки, краски, бумага, конструктор, и т.д.) Согласитесь, с обычным листом бумаги можно придумать гораздо больше игр, чем с дорогой куклой.
  2. Разнообразие сенсорного опыта ребенка (тактильные ощущения, запахи, цвета, звуки, вкус). Какие запахи нравятся Вашему ребенку? Что ему/ей нравится больше трогать- мягкое или шершавое? Можно на основе этих ощущений строить ассоциации (шуршащие осенние листья похожи на… ; эта мелодия похожа на…). Ассоциации и разнообразие сенсорного опыта могут стать после “кирпичиками” в творческой деятельности, а также в развитии, воображения, мышления, эмоциональной сферы и т.д.
  3. Используйте книги - читайте, обсуждайте, сочиняйте разные окончания сказкам и историям. Читайте и обсуждайте книги в кругу семьи (с вопросами “А почему..? “А если бы ..?”, и т.д.), придумывайте вместе другие концовки сказок и историй. Это очень полезно для развития критического мышления, речи, памяти (так прочитанное будет лучше запоминаться). По такой же схеме можно обсуждать фильмы/мультфильмы.
  4. Сделайте “уголок творчества” для ребенка. Это может быть комната ребенка/столик со стулом/ и т.д. Главное, чтобы в “уголке творчества” были необходимые игрушки (см. пункт 1). Также можно обсудить с ребенком, чтобы он всегда после занятий сам убирал все за собой, а также время для творческого досуга (например, после уроков/по выходным; сколько времени это займет и т.д.). Это научит самостоятельности и ответственности, а для родителей будет решен вопрос с уборкой после “творческого беспорядка”.
  1. В “уголке творчества” не должно быть смартфонов/планшетов/ компьютеров. Да, из Интернета можно брать какие-нибудь идеи для творчества, но во время самой работы гаджеты могут отвлекать ребенка от работы. Можете договориться с ребенком, что во время творческого досуга телефон просто откладывается в сторону/другую комнату чтобы его случайно не сломать, а после он(а) сможет его забрать.
  2. Будьте терпимы, НЕ критикуйте ребенка, поддерживайте его интересы. Поскольку творчество предполагает свободу самовыражения, то будьте готовы, что возможно некоторые идеи Вашего ребенка могут показаться странными или непонятными. Но если эти идеи не угрожают здоровью и безопасности ребенка, то поддержите его/ее в начинаниях - так у ребенка повысится уверенность в себе. Даже если что-то у ребенка не получается (криво что-то склеил, делает слишком медленно/быстро и т.д.), ни в коем случае не стоит делать за него/нее работу! Пусть криво, пусть косо, но сам(а). А Ваша поддержка ему будет очень приятна. Ведь в любых начинаниях бывает трудно и не все дается легко. В каких-то случаях конечно Вы можете посоветовать как что-то сделать лучше, но в теме творческого досуга предоставьте право окончательного решения своему ребенку- так он(а) научится принимать решения и видеть их последствия (+ бонусом самостоятельность).
  3. Можете сделать дома уголок с “выставкой творческих работ”. Это может быть как дверь холодильника (прикрепить с помощью магнитов рисунки, сочинения), так и небольшая полочка для поделок. Ребенку будет очень приятно видеть, что его работы ценятся, что будет дополнительным поощрением к другим творческим работам.
  1. Будьте открыты для ребенка, помогите ему найти ответ на то, что его интересует. Дети могут быть очень любознательны (и на самом деле это очень хорошо!). И естественно может быть так, что на какой-нибудь вопрос Вы можете не знать ответа - Вы же человек, а не компьютер. Поэтому если Ваш ребенок спросит Вас о чем-то, о чем Вы плохо знаете, можете вместе с ним/ей поискать информацию в Интернете/книгах/спросить у знакомых. И у этого тоже есть плюсы, а именно: а)ребенок учится как правильно искать информацию; б)совместный досуг родителя и ребенка; в) ребенок понимает, что взрослые - это тоже люди, и что нормально чего-то не знать/ не уметь; г) ребенок учится решать жизненные трудности.

Источник:https://cdo-abris.edu.yar.ru/polza_tvorchestva_dlya_detey.pdf

Просмотры: 306Дата: 08.11.2022 14:49
BACK TO TOP